Страх — это защитный механизм, данный нам самой природой. Но как быть, когда разумная осторожность ребенка перерастает в фобию? Кажется, всем известна поговорка: „У страха глаза велики". А у детских страхов и подавно глаза практически всегда „широко раскрыты". Ведь малыш, исследуя этот, не всегда понятный ему мир, может испугаться даже самых простых и обычных явлений. Например, шума ветра, „гуляющего" по крыше, гула воды в трубах или ночных теней от деревьев за окном.
Классика жанра в нишу на кухне мама и бабушка обычно ставят банки с вареньем, а малыши фантазируют, что там живут какие-то чудища, охраняющие семейный запас сладостей. Дети могут опасаться обычного старого шкафа, из которого в их фантазиях открывается дверь в какой-то другой, неведомый и небезопасный мир. А уж тем более — чужих людей, темноты, диких животных... Одним словом, все, что ребенку не знакомо, его пугает — и это совершенно естественно. Будем искать? Причины детских страхов отыщутся... в окружающем малыша мире. Психика ребенка очень пластична, и любое, даже незначительное, событие способно оставить в памяти малыша неизгладимый след. Порой бывает так, что за каких-то пару месяцев, а то и недель, общительный и смелый малыш вдруг превращается в замкнутого молчуна, вздрагивающего от каждого шороха. Карапуз, вот уже год мирно спящий в своей кроватке, начинает проситься в постель к родителям. А ребенок, обожавший раньше животных, вдруг с плачем бросается к маме при виде безобиднейшего мопса... Продолжать можно до бесконечности, но ясно одно: страх не рождается из ничего, всегда в подоплеке присутствует какой-то „травмирующий фактор". Возможно, на прогулке его напугала собака (хотя она просто пыталась „познакомиться" с малышом и даже не лаяла). Или приятели в садике рассказали страшилку о черной руке, живущей под кроватью... Или просто кусок мыла утонул в бочке на даче. а малыш уже навоображал себе бог знает что. Любое из подобных событий способно надолго выбить ребенка из колеи. Особенно если оно совпадет со сложным периодом в жизни малыша — например с „кризисом трех лет" или с разводом родителей (что само по себе, конечно, уже является стрессовой ситуацией). Поэтому, чтобы распознать, а затем и победить страх, необходимо уделять крохе как можно больше внимания и создать спокойную атмосферу в доме. Малыш, который доверяет своим родителям, рано или поздно расскажет, что его тревожит. Главное — помочь ему раскрыться. Для диагностики детских страхов дома можно использовать картинки из книг и журналов с пятью видами изображений. Поищите картинки, иллюстрирующие: стихии (пожар, наводнение, буря); ♦ пространственные страхи и страхи неизвестности (вы соты, глубины, открытых или закрытых пространств; боязнь заблудиться в лесу, остаться в полной темноте или оказаться в тумане): социальные страхи (наказания, боязнь чужих людей, одиночества): страх животных и насекомых (волки, собаки, змеи, пауки, осы и др.); (персонажи сказок, мультфильмов и детских страшилок, передаваемых из уст в уста). Главное при выборе картинок — чтобы они не были излишне реалистичными. Снимки из взрослых газет и журналов не подойдут — такие фотографии „с места происшествия" способны напугать даже родителей, не то что детей. Поэтому стоит воспользоваться старыми детскими журналами или книгами. В них и капризы природы, и злые волшебники выглядят немного комично, но при этом вполне узнаваемо. Показывая изображения ребенку, наблюдайте за его реакцией, вслушивайтесь в комментарии. Так незаметно для себя, разглядывая картинки, малыш расскажет, как и чего именно он испугался („Такая собака, только черная, на Таню кинулась, ее один дядя еле отогнал. Мы думали, она нас разорвет!"). Возможно, ребенок будет храбриться на словах („Да я этого паука раздавлю, а мага возьму и заколдую!"), а у самого будет испуганный вид дрожь в голосе... Или малыш посмотрит на все картинки и скажет: „Да это не страшно, куда страшнее..." — и наконец-то назовет вслух свой страх, о котором никто из близких и догадываться не мог, настолько по меркам родителей он казался нелепым... Тут главное — не смеяться над малышом, не называть его трусишкой. Ему и так тяжело, не надо усугублять это состояние. Лучше вселить в него надежду, что вместе вы победите любой страх. И обязательно поблагодарите, похвалите ребенка за откровенность: ведь, чтобы признать свой испуг, нужно иметь огромное мужество, на которое даже не каждый взрослый способен. Изобрази свой страх Когда станет ясно, чего именно боится малыш и почему это происходит, можно предложить ему... изобразить свой страх. Для этого подойдут как краски и карандаши, так и пластилин или же соленое тесто. Не удивляйтесь, если через несколько минут на листе появятся яркие языки пламени или нечто черное и бесформенное, а из пластилина либо теста родится на свет монстр с шипами и клыками. На самом деле такой поворот событий — благо, ведь теперь страх выплеснулся, произошел выброс негативных эмоций, ребенку стало легче. И с этим страхом можно сделать что угодно — хоть порвать, хоть выкинуть в мусоропровод или даже сжечь (естественно, под присмотром взрослых). Но лучше всего сделать этот „ужастик" смешным и веселым. Например, на листе, где бушует огонь, нарисовать смелых бобров-пожарных, а пластилиновому страшиле прилепить клоунский нос и дать в руки букет ромашек. Кроха убедится, что неизвестность — не мучительное ожидание, а загадка, которую интересно разгадывать Способность контролировать страх и осознание того, что он может быть подконтрольным — очень важны. Можно изобразить оберег — какое-нибудь доброе существо, которое будет прогонять страхи прочь. Например, доброго чародея с волшебной палочкой. И тогда даже в темной комнате малыш будет знать, что у него есть добрый и надежный защитник. Поиграем! • Жмурки Правила всем известны. Водящий, которому завязывают глаза, тоже сталкивается со страхом темноты, но уже в окружении веселя щихся друзей. А это уже не страшно, а даже смешно. Так страх постепенно „приручается". • Узнай, что это? Хорошим терапевтическим эффектом обладают игры на узнавание. Малыш запускает руку в непрозрачный (целлофановый или тканевый) мешочек с мелкими предметами и пытается определить, что ему попалось. А затем достает предмет и смотрит, угадал ли он. Таким способом побеждается страх неизвестности и другие фобии, так или иначе связанные с ожиданием неудачи. Такая игра хорошо подходит для развлечения в день рождения: любой, кто угадает, что за игрушка притаилась в мешке, забирает ее себе в качестве приза. „Волшебный ковер-самолет" Ребенок садится на одеяло или толстое покрывало, а друзья и родители за концы поднимают „пилота" вверх примерно на 50-60 см и легонько покачивают. Это не только помогает малышу перестать пугаться высоты, но и повышает доверие ребенка к миру. Добрый доктор Конечно же, лучшее средство от детских страхов — это доброжелательная атмосфера в семье и внимание родителей, которые готовы объяснить любое явление нашей жизни и ответить на все „зачем" и „почему". Ведь когда ребенок чувствует, что он не один, что ему всегда помогут, то растет более спокойным и уверенным в себе. Вместо того чтобы прятаться от страшной и противной „бяки-закаляки", притаившейся на полу в темной комнате, такой малыш просто включит свет и обнаружит, что это всего-навсего игрушка, которую он забыл поставить на место вечером. Большинство детских страхов проходит в старшем дошкольном возрасте — как раз перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Но если малыш чего-то боится на протяжении многих месяцев, а уж тем более лет — то необходимо обратиться к специалисту. И чем раньше — тем лучше, ведь застарелые неврозы с трудом поддаются коррекции. Детские психологи владеют множеством методик распознавания фобий и борьбы с ними, при этом сеансы происходят в занимательной форме и подходят даже для самых маленьких пациентов. Например, многие специалисты в работе с детьми используют песочную терапию. Если малыш будет играть дома, то вам понадобится песочница — небольшой ящик (70/60/15), наполовину заполненный чистым песком. Рядом в коробку положите камушки, ракушки, шишки, веточки, цветы, миниатюрные пластиковые фигурки людей, птиц, рыб, животных, сказочных персонажей, кубики, мостики, домики, машинки. И предоставьте ребенку возможность смачивать песок водой, чтобы он мог строить свой мир. Такие сеансы терапии мягко снимают страхи, а малыш воспринимает их как веселую игру. Так же, как и целебную сказкотерапию. Сеансы сказкотерапии часто используются для борьбы с детскими переживаниями и дают хорошие результаты. Сказка, не поучая, ведет с детьми серьезный разговор, передает модели поведения в разных ситуациях, когда герои оказываются перед выбором. Вместе с персонажами сказки кроха переживает и успешно побеждает страх. Сказка дарит надежду, что добро обязательно в конце концов победит зло. Она учит настоящему сопереживанию и сочувствию. Самое важное, что герои сказки всегда имеют четкие моральные установки: добрый или злой, хороший или плохой. Положительный герой обычно находится в более выгодной, интересной и привлекательной позиции, поэтому чаще малыш отождествляет себя именно с ним. После сеансов сказко-терапии дети становятся уравновешеннее, любознательнее, и в их фантазиях появляются не только злые герои, но и добрые, чуткие и непременно смелые персонажи-помощники. А значит, ребенок постепенно научится бороться со своими страхами самостоятельно и обязательно победит их!
|